26.10.2021, Vladislava

Советы по созданию опроса

Мы часто сталкиваемся с трудностями при создании опроса, как его сделать максимально простым и понятным для респондента? Как получить содержательные ответы? Как привлечь человека для полного заполнения опроса? 

Именно здесь вы найдете ответы на эти вопросы, приступим!

Перед тем, как создать любой опрос или исследование необходимо ответить самому себе на несколько вопросов: 

  • Что именно вы желаете получить или узнать путем анкетирования?

Это самый главный вопрос, если вы на него ответите, то задумайтесь над следующими:

  • Сможет ли опрос помочь вам получить нужную вам информацию?
  • Кто те люди, которых по вашему мнению должны заполнить опрос?
  • Как вы сможете охватить и распространить опрос среди нужных людей?
  • Как максимально просто и понятно можно сформулировать вопросы, чтобы они были понятны людям?
  • Какие статистические методы анализа данных вам необходимы после сбора данных?

Ответив на эти вопросы можно с уверенностью сказать, что вы готовы к созданию опроса и он принесет вам результат.

Дальше необходимо выбрать платформу, на которой собственно и будет создаваться опрос. На рынке конструкторов таких платформ вполне достаточно, не будем разбирать все, возьмем, например WebAsk, он отлично подойдет для любых типов опросов, вполне удобен и приятен в использовании.

Структурирование опроса

Чтобы решить, в каком порядке задавать вопросы и как их группировать, необходимо учесть некоторые аспекты.

Если это возможно, то стоит начать с вопросов на которые легко и удобно отвечать. Часто это будут отборочные вопросы, то есть те вопросы, которые нужно задать, чтобы выяснить, спрашиваете ли вы именно тех людей или нет. (Используйте логические ветвления, чтобы верно направлять людей от вопроса к вопросу).

Это поможет избежать выхода участников из опроса до его завершения, поскольку люди с меньшей вероятностью прекратят опрос, если они уже проделали определенную работу, отвечая на эти вводные/отборочные вопросы.

Следующий момент, который следует учитывать в отношении структуры - избегайте предвзятости. Например, в маркетинговых исследованиях есть концепции, которые требуют вопросов без подсказки или с подсказкой.

Примером вопроса без подсказки может быть следующий:

«С какими марками шоколада вы знакомы?»

Где после вопроса стоит текстовое поле, в которое респонденту нужно будет ввести знакомые ему марки шоколада.

Примером вспомогательного вопроса является следующий:

«С какими из следующих марок шоколада вы знакомы?»

Где респонденту предлагается выбрать несколько знакомых марок шоколада из списка.

Это экономит время и затраты усилий человека проходящего вопрос, что является благоприятным фактором.

Также есть индивидуальные вопросы, например:

«Каково ваше мнение о шоколаде Алёнка?»

Такой вопрос приемлем, а вот если вы спросите:

«Разве вы не согласны, что шоколад Алёнка - действительно самый лучший?»

То это уже будет некорректно и оттолкнет человека от правдивого ответа.

Ну и конечно же существуют открытые и закрытые вопросы.

Открытый вопрос, это такой вопрос на который человек отвечает текстом, вписывая свои мысли в поле. Это занимает время и люди не очень хорошо к этому относятся, но именно эти вопросы дадут вам максимально честный ответ. Желательно задавать их в самом конце опроса.

Закрытый вопрос - полная противоположность открытому. В нем человеку нужно выбрать один или несколько вариантов ответов из подготовленных вами. На такие вопросы люди отвечают охотно, но получить их мнение, увы, не получится.  

И последнее, что хотелось бы отметить, это то, что вопросы с большим количеством вариантов ответов могут приносить погрешность. Это связано с тем, что основное свое внимание люди обратят на первые варианты ответов, а в середину или конец могут даже не взглянуть. Разбивайте такие вопросы на группы или ставьте наиболее важные для вас варианты ответов в начало.

Что делает опрос хорошим

Секрет хорошего опроса не сложен, просто постарайтесь следовать следующим правилам:

  • Задавайте ясные и четкие вопросы, которые в совокупности помогают получить подробные, однозначные и содержательные ответы.
  • Все варианты в ответах соответствуют вопросу.
  • Давайте людям возможность добавить дополнительную информацию. 

Кроме того, всегда помните о пользовательском опыте. Чтение, прокрутка и клики - утомительное занятие. Поэтому:

  • избегайте ненужных вопросов;
  • используйте логические ветвления, чтобы не задавать вопросы, не относящиеся к конкретному респонденту;
  • делайте вопросы и ответы короткими и легко читаемыми;
  • избегайте запутывания участников. 

Лучший способ начать создание опроса — это на секунду представить себе идеальный вариант обратной связи. Само собой разумеется, что наиболее полезными являются содержательные ответы, поэтому постарайтесь составить вопросы, которые предполагают именно такие ответы. 

Как это можно сделать?

Разделите все области и решите, какая информация вам нужна.

Например, матричные вопросы должны быть сформулированы правильно, чтобы получить наиболее полезный фидбек. Имейте в виду, что матрица, как обязательный вопрос может отпугнуть вашу аудиторию, поскольку при неправильной структуре она не позволяет собрать достоверную информацию.

Если респонденту нужно ответить на вопросы, а он их не понимают, то человек просто напросто закроет опрос. Если возможно, попросите кого-нибудь вычитать ваш опрос, прежде чем выкладывать его в открытый доступ, чтобы убедиться, что вопросы понятны. А еще лучше собрать фокус-группу для его тестирования ;)

При проведении маркетинговых исследований важным условием получения непредвзятых ответов является отказ вопросов, которые могут повлиять на их ответы. Компании или частные лица, не имеющие соответствующей подготовки/знаний в области маркетинговых исследований, довольно легко и часто ошибаются подобным образом.  

Приведем пример необъективного вопроса:

«Насколько вам понравилось мероприятие?»

  • Очень
  • Немного
  • Не очень
  • Совсем нет

На первый взгляд кажется, что в структуре этого вопроса нет никаких проблем.  В конце концов, у респондента есть выбор от "очень" до "совсем нет". Однако проблема заключается в том, как сформулирован вопрос.  Спрашивая участника "Насколько" ему или ей понравилось мероприятие, человек, проводящий опрос, уже создает предвзятость, предполагая, что респонденту в той или иной степени понравилось мероприятие, а это может быть не так.

Лучше задать вопрос таким образом, чтобы не влиять на ответ участника:

  • Оцените мероприятие по шкале от 1 до 5 

Где 1 - совсем не понравилось и 5 - очень понравилось

Это лишь один пример того, как незначительные изменения в формулировках могут улучшить ваш опрос, будьте к ним внимательны.  

Заключение

При создании опроса стремитесь к конкретным вопросам, чтобы получить больше полезной информации. Также помните, что полезно собрать немного дополнительной информации, поскольку она может быть использована для лучшего анализа ответов. И обращайте внимание на формулировки вопросов и вариантов ответов! 

Надеемся статья была полезной для вас, удачных исследований! :)